Игорь Акинфеев: "Ну была бы девушка, и что дальше?"
Его взлет называют феерическим. Так ярко в свое время начинал Дмитрий Харин. Но многие почему-то не сомневаются, что в своей вратарской карьере Игорь Акинфеев добьется большего. Сам же он не хочет торопиться с прогнозами. И даже не считает себя популярным.
- Игорь, в свои 18 вы уже многого достигли. Вопрос в том, каким трудом это достается. Сами чувствуете, что чем-то жертвуете ради футбола?
- Чем-то? Я ради футбола жертвую всем. Личным временем, общением с близкими…
- И не жалеете?
- Нет.
- И никогда не было желания бросить все и стать обычным, нормальным пацаном, который и с девушками встречается, и на дискотеки ходит?
- А вы считаете, это нормальный путь в жизни? Я думаю, нет. Ну не был бы я футболистом, что дальше? Допустим, была бы девушка. И что? Денег нет, жить вместе негде. Разве это правильная дорога?
- Вы сами так твердо решили идти по выбранному пути и не сворачивать с него, или все же не обошлось без жесткой руки отца и слов: “Надо, Игорь”?
- Определился я сам, совсем еще в юном возрасте. Но все родные и близкие меня поддерживали.
- Выходит, ваша уверенность в собственных силах идет еще из детства?
- Возможно, это так. Но в футбольном отношении она вырабатывается еще и от матча к матчу. Мне во многом повезло в дебютной игре. Это была встреча в Самаре с “Крыльями”, которые тогда набрали сумасшедший ход. Перед самой игрой у нас заболел Веня Мандрыкин. И выпустили меня, по сути необстрелянного. Но в итоге я отстоял на ноль, а в конце игры еще и взял пенальти от Каряки.
- Всем бы так дебютировать!
- Вот тогда я и получил огромный заряд веры в свои силы.
– На следующий день, наверное, завалили поздравлениями? Не тяжело было с непривычки?
- А я тогда сразу в сборную уехал. И там меня вызвал на разговор Валерий Газзаев. Он сказал мне: “Молодец, Игорь, проявил себя. Теперь главное – не нервничай. Все у тебя будет нормально”. Одним словом, поговорил со мной, как отец с сыном.
- А как родители отнеслись к вашей резко возросшей популярности?
- К популярности? А я не считаю себя популярным. Честно. А к успехам в ЦСКА родители отнеслись нормально. Как все. Конечно, гордятся сегодня, что вырастили такого сына.
- Уважительнее относиться не стали? Не как к ребенку, а как к самостоятельной личности, чего-то в жизни уже доказавшей?
- А родители и раньше ко мне уважительно относились. У меня с ними никогда проблем не было. Они и раньше мне нравились и устраивали во всем. И сейчас я могу сказать про них то же самое.
- Такое отношение к родителям – результат воспитания. Как они вас воспитывали? Разрешали все, что вы хотели?
- А я, если честно, многого не просил. Только об одном – чтобы на тренировки меня отвозили. Других каких-то особенных просьб с моей стороны не поступало. У меня в детстве даже велосипеда не было. И это когда его имели почти все ребята во дворе! Да, что там велосипеда, почти ничего не было. Все свободное время проводил на тренировках.
- Словом, уже тогда лишили себя всех прелестей жизни.
- Может быть, именно поэтому сейчас мне проще.
- С чего, кстати, началось увлечение футболом?
- В детстве, когда смотрел матчи по телевизору, мне очень нравился Черчесов. И когда меня привезли в школу ЦСКА, я уже на второй тренировке стал в ворота. Именно в тот момент я понял, что это мое.
- А почему ЦСКА, если кумир – Черчесов?
- В этой школе работал знакомый тренер. Он взял меня к себе, хотя я был на два года младше остальных.
- Между прочим, сложно ли быть вратарем и при этом уступать партнерам по возрасту?
- Абсолютно не сложно. Вне поля я старших уважаю. А на поле – все равны, хоть тебе двадцать лет, хоть тридцать.
- Значит, не проблема прикрикнуть на Игнашевича или Шембераса, если те позиционно ошиблись?
- Иначе говоря, напихать?
- Да.
- Знаете, я очень не люблю этот термин. Вратарь должен не орать на поле, а подсказывать. Тогда и защитники будут правильнее воспринимать советы, и уважение к тебе на поле появится.
- Когда вы почувствовали, что стали стопроцентным игроком стартового состава?
- А я еще этого не почувствовал.
- Не лукавьте.
- Я серьезно. В любой момент все может измениться. И в лучшую сторону, и в худшую. Вратарь никогда не должен чувствовать, что он первый номер. Если это произойдет, то пропадет и желание работать на тренировках, и расти. Так нельзя.
- Играть каждый матч без права на ошибку – это огромный стресс. Или вы этого не чувствуете?
- Нет, каждая игра – это действительно колоссальное напряжение. Поверьте, в любом матче хочется сыграть на ноль. Но все понимают, что это нереально. Значит, просто надо стараться действовать как можно лучше, а дальше пусть все решает тренер.
- Что помогает справляться с эмоциями после неудач? Например, не так давно ЦСКА проиграл матч в гостях “Челси”, и как раз во многом из-за вашей ошибки на выходе.
- В данном случае многое зависит от тренеров. А они у нас – и Газзаев, и Чанов – отличные психологи. Помню, как перед матчем в Лондоне Валерий Георгиевич сказал нам: “Ребята, если ошибаетесь, то ошибайтесь уверенно. Не давайте соперникам повода почувствовать, что вы испугались”. Вот эти слова и помогают.
- В матче с “Челси” вы неудачно провели первый тайм. Не боялись, что в перерыве вас заменят?
- Газзаев с вратарями так не делает. Даже если три пропустишь, все равно доиграешь до конца.
- Это правильно?
- Я думаю, что да. А иначе можно нанести серьезный удар по психике, моральную травму.
- После игры в Лондоне вас утешали или вам это было не нужно?
- Нет, все поддерживали: и ребята, и близкие. Но и я сверх меры не занимался самобичеванием. Сдержал все эмоции внутри.
- Выходит, после матчей не корите себя: мол, надо бы сыграть по-другому?
- Обычно такой экспресс-анализ происходит, когда мяч только залетает в сетку. Мысленно прокручиваю в голове только что закончившийся эпизод и думаю: а чего я не сделал, чтобы отбить этот мяч? Такой внутренний разбор тоже необходим.
- В детстве выделялись среди сверстников?
- Очень маленьким ростом (улыбается). Когда я видел удар верхом, уже на сто процентов был уверен, что это гол. Однако меня не сажали на лавку, давали играть, за что я очень благодарен моим детским тренерам. Наверное, видели во мне что-то такое…
- А вы сами разве не комплексовали? Не задумывались, что с таким ростом можно вообще не стать вратарем?
- Я вообще не смотрел на рост. Только от вас, журналистов, услышал, что вратарь обязательно должен быть под два метра. Я этого вообще не понимаю. Почему два метра? Вратарь может быть ростом и метр семьдесят, но при этом брать все мячи. Посмотрите на европейские команды. В сборной Испании на воротах стоят Касильяс и Канисарес, во Франции – Бартез. Разве великаны? А цвета каких команд защищают!
- Но все равно, не лукавьте - наверняка ведь хотели вырасти. Неужели не спрашивали знакомых о каких-то там специальных упражнениях?
- Не спрашивал. А главным помощником, чтобы вырасти, был турник.
- И сколько раз подтягивались?
- В последний раз я это делал классе в восьмом. Подтянулся 15 раз.
- В детстве о чем мечтали?
- Попасть в основной состав ЦСКА. Какая еще может быть мечта у ребенка? Конечно, не все 16-летние достигают чего-то подобного. Кстати, я считаю неправильным, что у нас во многих клубах сознательно отдают предпочтение иностранцам. А наши ребята пропадают…
- Но вы-то как раз очень быстро стали в ЦСКА основным вратарем. Не возникало порой ощущения, что все это происходит не с вами?
- Я бы стал говорить, что все произошло, как вы отметили, быстро. Попаданию в основной состав предшествовал очень долгий и тяжелый труд. Этот путь дано пройти не каждому. Сплошные тренировки, работа. Это не сказка, где желания выполняются по мановению волшебной палочки.
- Но на бал, тем не менее, вы уже попали. А какая сейчас цель на повестке дня?
- Добиваться побед в каждой игре. И выигрывать все турниры, в которых участвую.
- В этом году с чемпионатом России у ЦСКА не выгорело.
- Золото мы отдали в предпоследнем туре - когда сыграли вничью с “Динамо”. Если же говорить обо мне лично, то для Игоря Акинфеева и этот сезон получился неплохим. Почти весь год отстоял в основе ЦСКА, съездил на чемпионат Европы. Это была для меня колоссальная радость, пусть и не играл. А почему не удалось завоевать золото? Думаю, о расслабленности говорить не стоит. Просто мяч не шел в ворота – вот и все. Не повезло. Хотя и сваливать все на удачу и везение тоже нельзя. Виноваты мы сами. Но ничего – злее будем и обязательно станем чемпионами в следующем году!
Денис ЦЕЛЫХ
30.11.2004г.
Источник: eurofootball.ru