Сын полка


Игорь Акинфеев в школе и дома, в клубе и сборной

Игорь Акинфеев слышал, что вратарь - профессия для взрослых. Слышал, но не придал этому значения. Единственный в премьер-лиге тинейджер, ставший основным вратарем своего клуба, соединяет рассудительность ветерана с азартом новичка, присутствует во всех символических сборных «молодой Европы» и на глазах приближается к пантеону. Специально для РROспорт Владимир Широков примерил на Акинфеева образ вратаря Республики, Роман Трушечкин убедил его рассказать о внутреннем мире ЦСКА, а Антон Откидач выяснил у бывших одноклассников армейского голкипера, каким он в детстве парнем был.

Фотосъемка завершена, и Игорь Акинфеев торопливо избавляется от грима, а вместе с ним - от облика, навеянного образами Льва Яшина и Алексея Хомича. Он спешит по делам на юг Москвы. Дела и друзья ждут его в одном из автосалонов. Предложение поехать прямо так, как есть - в гриме и форме старого образца, - не проходит даже в виде шутки: не поймут. «Неужели не доводилось в детстве хохмы ради переодеваться в необычную одежду?» - «Нет». Ответ юного голкипера ЦСКА и сборной России звучит по-настоящему твердо, даже с некоторой обидой. «У меня не было детства как такового», - объясняет Игорь, которому только-только (8 апреля) исполнилось 19. «Как это - не было детства?» - «Скажу так: у меня, например, никогда в жизни не было своего велосипеда».

В четыре с половиной года отец привез его на тренировку ЦСКА на Песчаную. Почему именно ЦСКА? Не было ли футбольной школы ближе для семьи, добиравшейся в столицу из-за Московской кольцевой автодороги? Игра случая. У отца, Владимира Акинфеева, был знакомый, а у знакомого - свой, и этот последний, Дезедерий Федорович Ковач, работал тренером в армейской школе. Игоря, родившегося в 1986 году, привезли в группу мальчиков 1984-го: пусть побегает, лишь бы не мешал А вскоре Ковач подошел к Владимиру Акинфееву и сказал ему фразу, которой тот и не мечтал услышать: «Я рекомендую вам каждый день приводить мальчика на тренировки. В будущем я вижу его в основном составе ЦСКА».

Армейская футбольная школа стала для него суворовским училищем. С раннего детства - все как-то не по-детски, серьезно, без послаблений и отклонений от графика тренировок. «Я закончил 11 классов и за все эти годы ни разу не был на школьной дискотеке», - рассказывает Игорь. «А выпускной вечер-то был у тебя?» - «Нет, конечно. Какой выпускной - мне же этим вечером надо было на тренировку...» Он до сих пор точно не знает, кто именно из тренеров молодежной команды порекомендовал его Валерию Газзаеву в основной состав. Предполагает, что это был Вячеслав Чанов, наставник вратарей. Игорю вообще везет на своевременные советы добрых людей. В команду мастеров Акинфеев пришел школьником-десятиклассником. Футбол требовал его к себе ежедневно, а в 41-ю школу Игорь заезжал трижды в неделю - за домашним заданием. На базе между тренировками уроков, понятное дело, не готовил, поэтому свободных вечеров не оставалось совершенно. «У меня нет общения вне футбола, -говорит Акинфеев. - Друзья, которые были у меня, постепенно отвернулись Или я от них. Они как-то вдруг очень завидовать стали. Раньше, бывало, и мне грустновато было смотреть на сверстников, у которых по 100-150 долларов всегда имелось при себе, в то время как у меня в кармане не набиралось и двадцатки. Я не хочу сказать, что мы жили бедно, но деньги на дорогу занимать у родственников случалось». Игорь, не задерживаясь, миновал многие обычные для подростков стадии инициации во взрослую жизнь. Он до сих по даже не пробовал курить, а к алкоголю образ жизни выработал в нем отношение прохладное и сдержанное: «Глушить» меня не тянет, но бутылку пива после игры в самолете позволить себе могу». А подраться.. Кому же не случалось? «Когда на первенство Москвы играли по юношам - стенка на стенку бились чуть ли не в каждом матче», - вспоминает Акинфеев Он вообще производит впечатление парня, который сразу дает сдачи. «Да, так и есть. В жизни я гораздо более спокойный, чем на поле. На рожон не лезу никогда, но в обиду себя стараюсь не давать. Сразу ставлю себя именно так, потому что я ведь молодой, и если раз подставиться, другой - потом запинают просто», - объясняет Игорь Весной прошлого года в Самаре Акинфеев позволил «Крыльям» сравнять счет в концовке матча и, уже упав, получил удар мячом в лицо - такой, от которого голова звенит, в глазах искры, а из глаз - непроизвольные слезы И от обиды на все это сразу Игорь Акинфеев бросился догонять Огнена Коромана, который на радостях этот мяч в сетку и добивал, и сбил серба с ног толчком двух кулаками в затылок. «После игры подошел к Жорже, Гинеру Извинился Хороший разговор состоялся Штрафовать меня не стали. От той драки отошел, наверное, на второй или третий день. Потом отсидел свои «законные» пять матчей дисквалификации» .

То был третий тур прошлого сезона. А в этом после ключевого противостояния (опять в третьем туре) с «Локомотивом» у Игоря Акинфеева набежали уже 42 игры в премьер-лиге. А еще есть два матча за первую сборную - один товарищеский против норвежцев и один в отборочном цикле против Эстонии. И твердый кандидатский статус. «Знаете, я как попал во все эти основные составы, так и вылететь из них могу. Очень даже просто. И я об этом всегда помню, а о шатком месте в сборной буду помнить всегда, даже если в «Реале» окажусь», - формулирует Акинфеев.

Он торопится. Долго нет лифта, Игорь нервно постукивает по горящей кнопке вызова. «Лифт вообще-то ходит, но редко», -доносится из конца коридора, и Акинфеев срывается с места и бежит вниз по лестнице, с девятого этажа. «Ничего, я на одиннадцатом живу, привычно». Он выскакивает из подъезда, а на улице солнце, и Игорь перед дверцей машины на секунду, зажмурившись, замирает: «Как здорово, что весна пришла. Знаете, я холода терпеть не могу - сразу замерзают пальцы рук, и мяч отбивать - настоящее мучение».

ЦСКА по понятиям Игоря Акинфеева

Диетолог Марчелло
Фамилию его точно не помню Кажется, Липли. Шучу. Итальянец поставил дело так, что мы во время сборов каждый день или через день обязательно едим разные сорта макарон и спагетти. К ним всякий раз подаются разнообразные соусы, поэтому итальянская диета не приедается. Пьем, как правило, минеральную воду без газа, добавляем ее в свежевыжатый сок грейпфрута или апельсина. Вне команды никаких ограничений нет, если мама испечет дома торт-нет проблем, главное чтобы лишний нес не появлялся.

«Усы» Газзаева
Выполняем это упражнение на каждой тренировке. Три игрока, разбегаясь в стороны, преодолевают все поле, передавая друг другу мяч, потом один из них выполняет забегание во фланг и делает подачу в штрафную, а двое остальных набегают на ворота - один на ближнюю штангу, другой - на дальнюю.

Украшения Вагнера
Татуировок у него не замечал. А вот по поводу косичек мы ему в команде делаем замечания. Если ленточки «неправильных» цветов - говорим: заканчивай уже, надо красно-синие.

Армия
Я играю, а служба идет- мимо меня. У меня не было сознательной цели «откосить», но хорошо, что я не там. И дело не столько в годах, потерянных для другого, сколько в современных армейских порядках. Вы посмотрите на эту армию: людей либо убивают, либо они сами вешаются. Я, конечно, за себя постоять готов - раз, другой... Но они ведь могут и ночью достать.

Подкова
ЦСКА исторически ассоциируется с конем, а конь, понятное дело, всегда на подковах. Конь - благородное животное, пожалуй лучшее в мире, мне очень нравится. Наши болельщики даже придумали специальный приз - «Золотая подкова». Мне, правда, его пока не удавалось выиграть, хотя в текущем зачете иду на втором месте вслед за Даниэлем Карвалью. Зато в прошлом году я удостоился приза зрительских симпатий Было приятно. А вообще ЦСКА- команда подкованная во всех отношениях!

«Челси»
У меня нет ощущения, что я играю в фарм - клубе «Челси». И того, что ЦСКА - трамплин в Лондон, -тоже. Это два разных клуба, с разными целями и задачами. Перейти из одного в другой никто ведь не запрещает, но я считаю, что любой игрок может оказаться в любой команде, здесь нет такой уж закономерности. Про меня одна желтая газета недавно написала, что я отказал Абрамовичу. В суд подать? А толку - сто рублей выиграть?

Армейское «эсперанто»
Чиди Одна по русски говорит лучше нас, кроме шуток. Он же год в Тирасполе отыграл. Бразильцы потихоньку разучивают основные слова, причем самый бойкий в этом деле - Дуду, который в команде совсем недавно. А вот от Вагнера я еще русских слов не слышал.

Братья Березуцкие
На самом деле они разные. В команде их не путают, все-таки ребята уже четыре года в ЦСКА. Леша более домашний, что ли, он все больше по компьютерной части. А Вася читать любит. Машины у них тоже разные. Торт в день рождения у них, думаю, один на двоих. Хотя не был ни разу, не знаю. Я вообще считаю, что день рождения - семейный праздник, не надо на него созывать весь свет.

Motorola Razr V3
На следующий день после того, как в продаже появилась новая Motorola, у нас полкоманды заявилось на тренировку с этими аппаратами. На рингтоны, правда, единой моды не завелось -тут кто во что горазд. Любопытная мелодия в телефоне Вени Мандрыкина - голос Эраста Гарина произносит «Какая отвратительная рожа!» - а потом начинает звучать музыкальная тема из «Джентльменов удачи».

Кубок УЕФА
Перед нами стоит задача как минимум быть в финале. А мы между собой решили, что должны его в этом году выиграть. Как-то собрались на базе в кружок, человек шесть или семь, в основном русские. То есть - русскоязычные: я, Березуцкие, Гусев, Шемберас. И решили: надо брать. А вдруг ЦСКА в ближайшие 10 или даже 20 лет такого шанса больше не представится? К тому же финал - в Португалии, я там раз восемь уже побывал. Родная уже страна.


Рассказы об Акинфееве

«Игорь пришел в футбольную школу ЦСКА в 4 года, и уже в пятилетнем возрасте тренеры стали называть его «звездой» и ставить всем в пример. Его стали хвалить с ранних лет, и поэтому он ходил среди нас с высоко поднятым носом. Но при этом он не зазнавался. Да, он заболел «звездной болезнью», но эта самая болезнь, как ни странно, помогала ему. Ведь обычно в такой ситуации молодой игрок перестает упорно заниматься и наслаждается славой. А у Игоря наоборот - похвалы заставляли его работать еще больше».

«На тренировки все время ездил с бабушкой, которая его провожала до тренировочного поля и после трех часов занятий встречала его, чтобы проводить обратно домой. Однажды он ехал с бабушкой в метро с повязанным на шее красно-синим шарфом ЦСКА. В вагон зашли фанаты «Спартака» и, не обращая внимания на бабушку, стали наезжать на Игоря. Тогда бабушка сняла шарф с шеи Игоря и обвязала им его руку. А фанатов «Спартака» отогнали стоявшие неподалеку мужики».

«Он в футбольной школе был одиночкой. С нами общался очень мало и ни с кем не дружил. Я думаю, что Игорь очень быстро повзрослел, и этим можно объяснить его успехи. Он уже в 14 лет был человеком со взрослой психикой. В апреле ему только исполнится 19, а он уже обладает характером 25-летнего. После того как он попал в сборную, у него появились друзья из старых футболистов - например, Евсеев и Лоськов, с которыми он без труда находит общие темы для разговора».

«В 1998-м Игоря перевели из команды 12-летних к 14-летним. Тогда он поехал на свой первый международный турнир юношеских команд, который проходил на Украине. Там он был признан лучшим голкипером и очень понравился людям из киевского «Динамо», которые захотели пригласить Игоря к себе в клуб. Ему предлагали выгодный контракт, однако ЦСКА не отпустил его, да и сам Игорь не захотел уезжать».

15.04.2005г.
Источник: журнал PROСПОРТ
2005-2007 | akinfeev-tk@yandex.ru
Hosted by uCoz