Игорь Акинфеев: "Я воспитан в ЦСКА. Этим всё сказано."


— Игорь, какое-нибудь футбольное желание загадали себе в новогоднюю ночь?
- Вы знаете, не в моих принципах загадывать. Что будет, то и будет. А гадание... Что толку от него? Как правило, если загадываешь что-то, - сто процентов, что не сбудется.
— Ну, а если минувший сезон вспомнить, что хорошего он принес и что плохого. Если, конечно, такое вообще можно отыскать...
- Конечно, самые приятные воспоминания прошедшего года связаны с победами сразу в трех турнирах. В первую очередь, — в Кубке УЕФА, хотя многие и говорят, что мы чуть ли не незаслуженно выиграли трофей. Что соперники у нас были слабыми, поля -плохими и так далее. Я думаю, это просто зависть. Легко говорить о других, принижать их успехи, особенно,когда сам ничего не выиграл. В прошлом году мы показали хорошую игру. Во всех турнирах. Может быть, были не слишком удачные матчи, но в целом сезон команда провела довольно стабильно. Мы не «рассыпались» физически, хотя в 2004-м заканчивали играть в декабре, а в 2005-м начинали в феврале. И еще раз доказали, что мы сильны прежде всего коллективным духом.
— Если от футбола абстрагироваться, тоже удачным прошедший год для вас получился?
- Грех жаловаться. Родные все здоровы, а что еще человеку для счастья надо?
— Действительно, очень длинными получились последние два сезона для ЦСКА. В каком устали больше?
- Безусловно, прошлый сезон сложнее. Хотя бы потому, что начали его раньше, а закончили позже, чем минувший. Да и матчей больше провели.
— А психологически какой из них труднее был? В 2004-м ЦСКА играл в Лиге чемпионов, где накал гораздо выше, да еще и упустил в концовке чемпионство...
- Да, концовка того сезона получилась не слишком радостной. Но, знаете, что хорошо? Мы получили несколько прекрасных уроков. И сумели правильно оценить свои ошибки. В прошлом году ведь все было уже совсем по-другому, верно?
— Игорь, а какие нагрузки лично вами тяжелее переносятся: физические или психологические?
- К концу сезона скапливается и то, и другое. Уже нет ни сил играть в футбол, ни желания. Не сказать, что мяч вызывает отвращение, просто как бы не можешь больше. А по ходу сезона не замечаешь таких вещей, играешь спокойно, никакой усталости не ощущаешь. Туров за пять до конца, по-моему, если еще добавить Кубок УЕФА и Кубок России, силы почти иссякли. Приходилось играть на морально-волевых.
— А что такое «морально-волевые»? Попробуете расшифровать?
- Это когда вся команда, все до одного человека, хотят побеждать в каждом матче несмотря ни на что.
— Хоть хорошо отдохнули после такого такого сезона?
- Да, отдохнули здорово. Все по плану. Ездили на Бали с братьями Березуцкими. Валялись на песке, ленились по полной программе.
— В прошлом году ваш отдых, насколько помню, немного смазался в концовке...
- Сейчас все нормально. А про тот цунами, который затопил Юго-Восточную Азию и с которым мы разминулись буквально на сутки, вспоминать сейчас не хочется.
— И все же опять поехали в те края...
- Говорят, два раза в одну воронку снаряд не попадает. В этом плане я фаталист. От судьбы не уйдешь. Что цунами в Индонезии, что кирпич на голову в Москве — вопрос везения. Или наоборот.
— А во время отпуска получается полностью отключиться от футбола? Или какие-то мысли о нем все равно присутствуют?
- Я, например, отключился полностью. О футболе не думал и старался не смотреть. В нынешнем году еще успею.
— В конце года ЦСКА вылетел из кубка УЕФА, не преодолев групповой этап. Можно сказать про этот конкретный случай: все, что ни делается, — к лучшему?
- Я считаю, что эта неудача тоже нам пойдет только на пользу. Конечно, обидно немного, что не смогли выйти из группы, но нужно учитывать, какой путь мы преодолели до этого. Позади колоссальный, тяжелейший сезон. Теперь у нас есть возможность получше подготовиться к чемпионату и, соответственно, к Лиге чемпионов. Да и начинать второй сезон подряд так рано, да еще в Кубке УЕФА, - это было бы не очень здорово.
— Вам не кажется, что вторая половина сезона была потеряна в плане еврокубков, тем более — на фоне победы в Кубке УЕФА? На таком-то кураже, наверное, было бы гораздо интереснее в Лиге чемпионов поиграть...
- Думаю, от добра добра не ищут. Как идет, так и идет, не надо ничего менять. В том году Кубок УЕФА был, сейчас Лига чем-. пионов. Успеем переварить свой успех, хорошо подготовиться к играм на более высоком уровне. Мы ведь и в 2004 году неплохо выглядели в Лиге. Одного очка всего лишь не хватило для выхода в плей-офф. Надеюсь, в этом году выступим более успешно.
— В сезоне-2004, так получилось, ЦСКА своими руками отдал «золото» чемпионата в руки «Локомотива», а в 2005-м ситуация повторилась с точностью до наоборот. Принципиальная победа? Реваншистские настроения по отношению к «Локо» были?
- Нет, лично у меня не было никаких реваншистских настроений. И я не считаю, что кто-то кому-то что-то подарил или отдал. Тот, кто был сильнее по игре, тот и стал в итоге чемпионом. В прошлом году «Локомотив» оказался сильнее, потому и победил. Теперь мы выглядели лучше. Все объективно И по делу, я считаю. А что касается принципа, — конечно. Но принцип не в том, что обошли «Локомотив», а в том, что стали чемпионами.
— Когда преимущество «Локомотива» достигло девяти очков, были сомнения в итоговой победе?
— У меня никогда сомнений не бывает в таких ситуациях. Даже если мы кому-то 20 очков будем проигрывать, я повторял и всегда буду повторять, что не существует неотыгрываемых преимуществ. Нет, я не сомневался, был уверен, что сумеем догнать и перегнать «Локо». Просто потому, что мы были сильнее.
— Не нервирует вас по ходу сезона, когда соперники не всегда корректно высказываются на счет ЦСКА? Сергей Овчинников, например, любит иногда что-нибудь эдакое завернуть...
— Меня — совершенно не нервирует. Я спокойно к этому отношусь. Каждый волен говорить все, что ему вздумается и когда вздумается.
— А сами вы суеверны в плане каких-то предматчевых слов? Многие футболисты перед игрой стараются не общаться с прессой, чтобы чего-нибудь лишнего не сказать.
— Я считаю себя человеком объективным и стараюсь реально смотреть на вещи. Разве много таких случаев, где я о ком-то нелестно отзываюсь? По-моему, не было такого. Хотя, если мне что-то не нравится или я посчитаю необходимым выразить свое мнение по какому-нибудь вопросу - я скажу. Перед матчем футболисты стараются не общаться с прессой, чтобы не отвлекаться от подготовки к нему. А интервью - они как раз отвлекают.
— Поэтому руководство ЦСКА старается вас поберечь от контактов с прессой?
— Не замечал ничего такого. Я никогда не отказывал никому в интервью.
— Кстати, какие у вас отношения с Овчинниковым?
— Нормальные. Меня почему-то всегда об этом спрашивают, будто мы с Сергеем обязательно должны быть врагами. Хотя мы без всяких проблем общаемся. Мы, конечно, конкуренты в сборной, но разве конкуренты обязательно должны относиться друг к другу плохо? Наоборот, я считаю, что конкуренция - очень хорошая штука. Она подстегивает и заставляет тебя работать еще упорнее. В прошлом году ведь Сергей сказал такую фразу: «В сборной потому играет Акинфеев, что он - сильнее на данный момент». Такие слова, очень приятные и важные для меня, о чем-то говорят...
— У вас, Игорь, получается сверхстремительное развитие карьеры. Редко так у кого бывает. А за счет чего это происходит, как считаете?
— Я думаю, в первую очередь, все-таки за счет везения. Без удачи в футболе никуда. Плюс, наверное, определенный уровень мастерства - без него тоже не обойтись.
— Что важнее в футболе — талант или трудолюбие?
— Все вместе. Одним трудом, без таланта, ничего не добьешься. Но и без работы, будь ты хоть суперталантом, далеко не уедешь. Про везение я уже говорил. Важно ведь, чтобы твой талант заметили, оценили, доверяли тебе. А дальше уже все от самого человека зависит. Как работать будет.
— А амбиции и честолюбие в какой степени должны присутствовать?
— Должны - это факт. Правда, на юношеском уровне ты как-то об этот не задумываешься. Играешь себе и играешь. Амбиции, наверное, присутствуют в той степени, что хочешь пробиться в «основу» и заиграть там. А когда этого добиваешься, то проявляется уже немного другой уровень амбиций. Особенно, когда в клубе ты постоянно выигрываешь. Естественно, хочется как можно больше побед, хочется выигрывать в каждом матче, в любом турнире. В этом году у нас все получилось. Надеюсь, что и следующий станет в этом плане успешным.
— Есть четкая внутренняя установка на первое место? Ведь именно так позиционирует свои задачи руководство ЦСКА?
— Я воспитанник школы ЦСКА. Этим все сказано.
— Индивидуальные призы тешат самолюбие? У вас их в этом году прилично накопилось.
— Не то чтобы тешат... Понимаете, все эти индивидуальные награды - результат работы всей команды на протяжении сезона. Лучшим игроком чемпионата почти везде назвали Карвалью. Если список «33 лучших» посмотреть, то в девяти, по-моему, номинациях на первых местах игроки ЦСКА. Как команда провела сезон, столько и заслужат игроки индивидуальных призов.
— Сергей Овчинников как-то сказал, что ему безразлично сколько он пропустит голов за игру. Хоть пять, лишь бы команда победила. Согласны, или все же про индивидуальную статистику тоже забывать не стоит?
— Полностью согласен с Сергеем. Неважно, с каким счетом мы победим, - 1:0 или 4:3. Главное — победа. Если она достигнута, то сколько бы команда ни пропустила, никто не расстроится.
— Но ведь в этом случае тренер может задуматься: «А стоит ли ставить вратаря, который по три гола за игру пропускает».
— Ну, во-первых, я не пропускаю потри гола за игру. Да и немного найдется вратарей, если взять ту же премьер-лигу, которым регулярно столько забивают. Если же чисто гипотетически говорить, то ведь не один вратарь в команде, верно? Первый «напорет» - выйдет другой. И, может быть, у него получится лучше. Хотя, если команда регулярно по три пропускает и по четыре забивает, то вряд ли здесь что-то изменится. Эта команда все равно будет выигрывать.
— Про ваше ледяное спокойствие уже легенды слагают. Бытует мнение, что есть в нем нечто напускное... Или вы действительно такой хладнокровный и уверенный в себе человек?
— Даже не знаю. Как-то не задумывался об этом. Наверное, лучше спросить у тех, кто эти легенды слагает. Я же такой, какой я есть. А какой - не берусь судить, со стороны всегда виднее. Хотя отрицать не буду: да, я уверен в себе. Но это чувство не просто так пришло ко мне, это вполне осознанное и обоснованное ощущение. Я уверен в защитниках, в полузащитниках, в нападающих. Я уверен в той работе, которую мне предлагает Вячеслав Викторович Чанов. Моя уверенность - нет, она не напускная, просто команда у нас такая, внушающая уверенность в себе.
— То есть никакой игры на публику нет?
— А какая здесь может быть игра на публику? Что же, я должен 90 минут стоять и улыбаться? Это, считаю, неправильно. Это уже получается, что ты вышел на игру — не настроившись. Не на победу играть, а так, дурака повалять. Возможно, это и хорошо на любительском уровне, во дворе. А в премьер-лиге, считаю, должно быть другое отношение к игре.
— Но ведь футбол — он для зрителей. Какие-то элементы шоу допустимы в процессе игры?
— Конечно. Когда счет 10:0 - что угодно можешь делать. Хоть ушами мяч отбивай. А если 0:0, какое может быть шоу? Этого я не понимаю.
— В том злополучном матче с Данией, который, наверное, все мы нескоро забудем, что произошло? Как вы оцениваете момент с вашим участием, который привел к пенальти? Нервы сдали?
— Ничего не произошло. Считаю, что я не виноват в том эпизоде. Просто так получилось, как-то все непонятно сложилось. Сделал все, что мог, но, наверное, это был просто не наш день. И, кстати, возможно, предваряя следующий вопрос, хочу поддержать ребят. Понятно, что все на нас накинулись, но я считаю, что команда ни в чем не виновата и сыграла хорошо.
— И все же такое количество красных карточек — не совсем привычная для футбольного матча ситуация... — Здесь есть много нюансов, но мне не хотелось бы о них говорить. Дело прошлое, чего вспоминать? Лучше думать о будущем.
— А у «большой» сборной что не получилось?
— Мое дело - стоять в воротах и отбивать мячи. Это я и делал. А что там в поле происходило, кто не угадал с составом и так далее — это не ко мне вопросы. Я во все эти нюансы особо не вникаю.
— Вы, конечно, разбираете с вашим тренером Вячеславом Чановым все свои погрешности. Если навскидку так посчитать, много у вас за этот сезон ошибок наберется?
— Фактически ни одной. Был конкретный матч с «Локомотивом», за который я получил выговор. Считаю, справедливый выговор. В остальном ко мне не было претензий. Да и собственное ощущение такое, что в этом году серьезных ошибок удалось избежать.
— Следите за своей статистикой, за всякими оценками в газетах?
— Я к этим делам очень спокойно отношусь. Слишком уж субъективно все это. Люди, которые эти оценки ставят, «тащат» наверх того, кого хотят. Кто нравится, тот и будет наверху.
— Чья оценка вашей собственной игры для вас самая важная?
— Главное - чтобы я получил удовольствие от игры. Это, наверное, самая важная оценка. Затем, конечно, болельщики и родные. Очень приятно, когда они уходят со стадиона довольными.
— Популярность не слишком напрягает?
— Я от людей не шарахаюсь. Если ко мне подойдут, автограф попросят или сфотографироваться захотят, отказывать не буду. Обязательно пообщаюсь с этим человеком, распишусь, сфотографируюсь. Нормально к этому отношусь.
— А что самое неприятное в популярности?
— Раздражает, сам не знаю почему, когда кто-то узнает и стоит, смотрит на меня так внимательно. Стараюсь в таких случаях побыстрее уйти.
— Слава вас не испортила?
— Мне кажется, я остался таким, каким и был. Может быть, добавилось немного жизненного опыта, вот и все. А так ничего не изменилось. В этом году намерен переехать в собственную квартиру и жить отдельно от родителей. Может быть, после этого что-то изменится? Хотя это вполне нормально желание для человека - жить самостоятельно.
— В ваших прошлогодних интервью я прочитал довольно резкие слова в адрес легионеров. То есть, получается, вы за лимит, который собираются вводить с этого сезона?
— Я не за лимит, а за хороших легионеров. Если это Карвалью, то я — за. Но чаще всего привозят не очень сильных иностранцев. Самое интересное, что это делают наши соотечественники. И у российских ребят нет возможностей проявить себя. Да и зрители вряд ли с удовольствием пойдут на таких легионеров. Я, например, не пойду смотреть на бразильца или аргентинца. А на своего — обязательно пойду.

Антон ТРЕТЯК

25.01.2006г.
Источник: myfootball.ru
2005-2007 | akinfeev-tk@yandex.ru
Hosted by uCoz